Как стать Индивидуальным предпринимателем (ИП)
Необходимые документы для регистрации ИП
Для регистрации ИП нужно передать в налоговую инспекцию:
  • Паспорт и его копию.
  • ИНН, если есть.
  • Заявление о регистрации в качестве ИП. 
  • Квитанцию об уплате госпошлины — 800 ₽. Ее не платят при подаче документов через интернет, нотариуса или МФЦ.
Это базовый список. К нему также можно приложить заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, УСН, если выбрали ее.

 Иностранным гражданам также нужна копия страницы национального паспорта с отметкой о разрешении на временное проживание или вида на жительство.
Способы подачи заявления на регистрацию ИП
Подготовленные документы можно подать в налоговую лично, через МФЦ, нотариуса, посредников или через интернет.

Лично в налоговой инспекции. Нужно обратиться в ИФНС по вашему месту регистрации, указанному в паспорте. Узнать адрес инспекции, к которому вы относитесь, можно на сайте ФНС. А записаться — в личном кабинете на госуслугах: раздел «Услуги» → «Прочее» → «Запись на прием в ФНС».

Так как статуса ИП еще нет, нужно выбрать поле «Записаться как гражданин»

Система записи предложит список услуг — нужен пункт «Подать документы»
Сайт автоматически предложит налоговую инспекцию по вашему адресу регистрации и теме обращения
У любого нотариуса. Он примет заявление, засвидетельствует подлинность подписи будущего ИП, отсканирует документ, подпишет своей электронной подписью и направит в налоговую.
Это стоит 1 000 ₽. Возможно, также придется оплатить услуги правового и технического характера. Их стоимость зависит от региона.
Через МФЦ. Оператор многофункционального центра сам заполнит заявление, сделает копии документов и отправит все в налоговую. Но нужно заранее уточнить, оказывает ли нужную услугу конкретный центр.
Через интернет. Подать документы можно через сервис ФНС «Государственная онлайн-регистрация бизнеса» или госуслуги. Нужна квалифицированная электронная подпись, КЭП.
Через посредников. Услуги по регистрации ИП оказывают многие организации, например Т⁠-⁠Банк. Вам нужно заполнить анкету. А банк выпустит электронную подпись, подготовит документы и направит их в налоговую.
                      Сколько стоит открыть ИП
Способ подачи документов Расходы
В налоговой Госпошлина — 800 ₽
Через онлайн-сервис «Государственная 
регистрация бизнеса» или госуслуги
Токен для КЭП — от 3 000 ₽
С подписью в «Госключе» — бесплатно
Через МФЦ Бесплатно
Через нотариуса Услуги нотариуса — от 1 000 ₽
Через посредников Зависит от условий конкретной компании.
Как заполнить заявление на регистрацию ИП
Проще всего сделать это через сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Вы внесете данные, а система сформирует заявление. Его можно отправить онлайн или распечатать — например, если хотите подать документы лично в налоговой инспекции.

Также заявление можно заполнить на компьютере и распечатать. Или сначала распечатать пустой бланк, а потом заполнить от руки.

Скачать форму заявления о регистрации ИП
Разберем заполнение на примере.
На первой странице все просто: впишите ФИО в именительном падеже, ИНН, пол, гражданство, дату и место рождения. Если родились до 10 числа, то дату нужно указывать с нулем впереди — не 6.07, а 06.07
На второй странице указывают паспортные данные и место временной или постоянной регистрации ИП — как в паспорте

На третьей странице — продолжение адреса регистрации предпринимателя. Также нужно указать электронную почту
Дальше прописывают коды видов деятельности по ОКВЭД. По ним налоговая поймет, чем вы собираетесь заниматься. Выбранные коды должны быть как минимум четырехзначные. Например, 31.02 — это производство мебели, а 47.78 — продажа солнцезащитных очков и защиты для зрения.

Если впервые регистрируетесь как ИП, по некоторым видам деятельности могут быть налоговые каникулы. Тогда год или два на УСН или патенте не придется платить налог с доходов. Налоговые каникулы могут получить новые ИП, занятые в производстве, социальной, научной сфере или оказывающие бытовые услуги. Конкретные виды деятельности или коды ОКВЭД для каникул утверждают регионы.

В заявлении нужно указать основной и дополнительные коды деятельности. Основной — по которому вы планируете получать больше всего дохода. Дополнительных может быть сколько угодно, но мы рекомендуем ограничиться двумя-тремя.

Четвертая страница заявления — для кодов ОКВЭД

На пятой странице нужно указать контактный телефон, электронную почту и поставить подпись
Выбрать систему налогообложения. ИП может работать на общей системе или спецрежимах — УСН, АУСН, патенте или НПД.

Перейти на УСН, АУСН или патент можно сразу при регистрации. Надо подать в налоговую соответствующее уведомление.

Стать плательщиком НПД можно и до подачи заявления, достаточно установить на смартфон приложение «Мой налог» и зарегистрироваться. Тогда после получения статуса ИП вы будете применять НПД автоматически.

Разберем выбор налогового режима на примере УСН. Для его использования с даты регистрации ИП нужно заполнить уведомление о переходе на упрощенку. В заявлении ИП указывает, какой объект налогообложения выбирает: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На «Доходах» выгодно работать предпринимателям, которые оказывают услуги, например репетиторские или в сфере ИТ. Если расходы больше 60% от оборота, лучше выбрать УСН «Доходы минус расходы».
Если предприниматель подал уведомление о переходе на УСН, но передумал и хочет выбрать другой объект налогообложения, все можно исправить. Для этого в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет как ИП нужно подать в налоговую новое уведомление.

Заплатить госпошлину. Это нужно сделать, если планируете подавать документы в налоговой инспекции. Перевести деньги можно на сайте ФНС или через приложение банка.

При подаче документов через онлайн-сервис налоговой службы, госуслуги, нотариуса или МФЦ пошлину платить не надо.

Такую форму нужно заполнить, чтобы сформировать квитанцию для уплаты госпошлины. На следующем шаге надо ввести адрес регистрации предпринимателя. А если хотите перечислить госпошлину онлайн — еще и ИНН
Если не укажете ИНН, квитанцию можно только скачать и распечатать, чтобы оплатить в отделении банка
Как подать заявление на регистрацию через интернет
Сначала нужно оформить КЭП, а затем подать документы.

Получить КЭП. Ее сертификат можно сформировать в мобильном приложении «Госключ». Это бесплатно. Но такая подпись подойдет только для подачи документов для регистрации ИП.

Чтобы получить сертификат КЭП в приложении «Госключ», нужна подтвержденная учетная запись на госуслугах, смартфон с NFC-модулем и загранпаспорт с чипом, который позволяет идентифицировать человека.

Загранпаспорт не нужен, если ваши данные есть в Единой биометрической системе, ЕБС. Сдать биометрию можно в банке — нужно предъявить паспорт и СНИЛС, а сотрудник сделает фото и запишет голос.

Узнать, есть ли ваши биометрические данные в ЕБС, можно в личном кабинете на госуслугах в разделе «Профиль» → «Биометрия».

Заполнить заявление онлайн.
Сделать это можно в сервисе регистрации бизнеса.

Откройте сервис и выберите пункт «Зарегистрировать ИП»
Прочитайте информацию о порядке регистрации и нажмите кнопку «Зарегистрировать»

Войдите с помощью учетной записи на госуслугах, электронной подписи или с имейлом и паролем

Заполните поля, которые предложит система: личные данные, коды ОКВЭД, контакты и другие

Выберите систему налогообложения — сайт даст подсказки

Укажите, как будете предоставлять документы: подпишете на сайте ФНС, в «Госключе», посетите МФЦ, нотариуса или налоговую
После прохождения всех шагов сформируется заявление на регистрацию. Проверьте его, прикрепите скан паспорта и подпишите документ КЭП, если хотите пройти весь процесс онлайн.

Максимум через три рабочих дня после отправки документов на указанную в заявлении электронную почту придет лист записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, ЕГРИП. Его можно сохранить или распечатать. Отдельное свидетельство о регистрации ИП на бланке и с гербовой печатью сейчас не выдают.

С 1 июня 2026 года факт постановки ИП на учет будет подтверждать выписка из Единого госреестра налогоплательщиков.